Бибикова Ю.В. Семинар, направленный на повышение результатов образование

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ВПР по географии.

      1.Назначение ВПР по географии.

     Всероссийские проверочные работы по учебному предмету «География» –направлены  оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 7 -9 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения. Результаты ВПР могут быть использованы общеобразовательными организациями для совершенствования методики преподавания географии в процессе обучения предмету, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

  1. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ВПР.

     Для того чтобы помочь учащимся подготовиться к ВПР по географии, необходимо учесть проблемы, которые возникли при проведении предыдущих работ и тщательно спланировать работу на учебных занятиях в течение года.
2.1.Выявление проблем при выполнении работ.
Основной проблемой при выполнении ВПР по географии является то, что не все учащиеся хорошо ориентируются в структуре работы- пропускают задания, неверно интерпретируют их формулировки, не фиксируют ответы на карте.
Структура вариантов проверочных  работ по географии такова, что все задания комплексные, каждое задание объединяет несколько частей (подпунктов). Некоторые задания требуют краткого ответа в виде записи слова или сочетания слов, последовательности цифр, чисел, знаков, в том числе в форме заполнения таблицы или блок-схемы. Другие предполагают развернутый ответ. При этом в некоторых заданиях предполагается использование географической карты для ответа или фиксирование ответа на карте. Учащиеся не всегда соблюдают последовательность выполнения подпунктов работы, и как следствие – не выполняют цепочку взаимосвязанных заданий  в полном объеме.
А так же, одной из проблем является – нерациональное распределение времени на выполнение тех или иных заданий ВПР.

2.2. Планирование работы по подготовке учащихся к ВПР по географии.
Подготовка к ВПР должна осуществляться на протяжении всего годового цикла уроков и включать следующие направления работы:

2.2.1.Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к ВПР.
В процессе изучения учебного материала можно использовать различные педагогические технологии, методы и приемы:  географические диктанты, географические задачи, практические работы, устные и творческие  упражнения, включающие задания, аналогичные тем, из которых составлены варианты ВПР.
Такие виды работ активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, внимание, быстрота реакции.
Для решения выявленных проблем, необходимо  добавлять в содержание уроков – практические упражнения, предусматривающие выполнение цепочек заданий из формата ВПР для того, чтобы отработать навык последовательности их выполнения.

Например: (см.Приложение 1).

2.2.2. Понимание критериев оценки работ учащимися.
Важно познакомить учащихся с критериями оценки того или иного задания ВПР. Нужно показывать примеры демонстрационных заданий  с подробным разбором и  критериями оценки. Так, учащимся будет легче понять, как правильно их  выполнить.

2.2.3. Тренировка выполнения заданий на время.
Все тренировочные работы на уроке, направленные на формирование навыков выполнения заданий ВПР, нужно проводить с ограничением времени, учитывая уровень сложности.  Таким образом, учащиеся смогут контролировать себя и правильно рассчитывать время на выполнение заданий ВПР.

2.2.4. Дифференцированная работа с классом.
Дифференцированный подход– это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения. Использование данной технологии позволяет детям, имеющим не одинаковые  учебные возможности, проявить творчество, почувствовать уверенность в себе.
В классах есть разные категории учащихся:

  • учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;
  • учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

Тренировочные задания по подготовке к ВПР необходимо подбирать с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а так же, в процессе их выполнения, оказывать помощь отдельным учащимся.
При таком подходе, каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом и отработать навыки выполнения заданий ВПР доступных  ему по сложности.

2.2.5. Применение заданий из формата ВПР во входном и текущем контроле.
Для достижения большего результата в подготовке учащихся к ВПР, улучшения предметной грамотности – необходимо:

-включить во входные и годовые контрольные работы задания по типу ВПР;

-регулярно проводить короткие диагностические работы, включающие задания и вопросы из демоверсий ВПР.   

2.2.6. Самостоятельная подготовка учащихся к ВПР.
Во время подготовки к ВПР важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие. Для этого необходимо рекомендовать образовательные платформы для самостоятельной подготовки к ВПР. Таковыми являются: официальный сайт ФИОКО ФИПИ, сайт решу ВПР. На каждом из этих сайтов размещен «Банк заданий» и демоверсии ВПР по всем предметам.

2.2.7. Работа с родителями.
Необходимо провести разъяснительную работу с родителями.
Ознакомить их с правилами проведения ВПР. Включить в повестки родительских собраний вопросы : 1.Как помочь ученикам эффективно подготовиться к ВПР ? 2. Как создать комфортную учебную среду для учащегося дома (организация режима сна и питания ребенка). Разработать памятки для родителей  с рекомендациями  учителей предметников и психолога по подготовке к ВПР.  Например: памятки для родителей (см.Приложение 2).

2.2.8.Психологическая поддержка учащихся.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него.
Задача педагогов– научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: “Ты можешь это сделать”.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: “Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо”, “Ты делаешь это хорошо”.
Поддерживать можно посредством отдельных слов, выражения лица, интонации.

Например: некоторые рекомендации психологов для педагогов:
– сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
– создайте ситуацию эмоционального комфорта;
– ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
– создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение;
– обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: “Посмотрите, я правильно делаю?” – лучше всего убедительно сказать: “Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится”;
– очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: “Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?” – и предложить альтернативу: “Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?”;
– ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа “Подумай еще”, “Поразмысли хорошенько”, Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
– поддерживайте учащихся при неудачах;
– подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;
– приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
– учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности учеников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Поддерживайте своих учеников, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.

 

Приложение 1
В содержание практической работы в 7 классе на тему: Сравнение стран мира по различным показателям, можно включить цепочку заданий из ВПР:
Используя представленную ниже таблицу и политическую карту мира, выполните задания.
1.Подпишите на политической карте мира название страны с самой большой численностью занятого населения.

Численность и состав населения, 2017 г.

 

2.Определите, структуру занятости населения какой страны отражает каждая диаграмма. Запишите в ответе порядковые номера стран под соответствующими буквами.

 

 

 

 

 

Для отработки навыков работы с картой, повторения геономенклатуры крупных географических объектов (островов, полуостровов и др.), маршрутов путешественников- можно использовать цепочку подобных заданий:

Например:  цепочка заданий 1.1, 1.2, 1.3,1.4. из варианта ВПР 7 класса.
На карте мира, изображён маршрут экспедиции одного из путешественников, портреты которых представлены ниже. Рассмотрите карту и портреты путешественников и выполните задания.

1.1.Маршрут экспедиции кого из путешественников изображён на карте?

 

 

 

 

 

 

 

Подпишите на карте название материка, по которому проходил маршрут экспедиции.

1.2.На карте буквами обозначены объекты, определяющие географическое положение материка, по которому проходил маршрут экспедиции. Запишите в таблицу названия этих объектов.

1.3.По линии маршрута экспедиции отмечены точки, расположенные на территории крупных географических объектов. Определите и запишите в ответе географические координаты точки 3.

1.4. Прочитайте текст, составленный по запискам путешественников, исследователей и туристов, посещавших объект, на территории которого расположена точка 2. Запишите в ответе название этого географического объекта.

Этот полуостров занимает территорию площадью более 2 млн км2. Сейчас от находится на территории самого крупного материка Земли, но в далеком прошлом, после раскола гигантского суперматерика, он находится в составе Гондваны, а не Лавразии как тот материк, которому он принадлежит сегодня. Климат его отличается наличием двух сезонов: сухого и дождливого. Природа богата и разнообразна. О животном мире территории полуострова написано много книг, в том числе и о мальчике, выросшем с дикими зверями.

 

Приложение 2.
Памятки родителям.

Памятка «Подготовка к ВПР»
А) Некоторые закономерности запоминания

  • Заучивать или выполнять задания нужно с перерывами (выделять время на отдых)
  • Распределенное заучивание лучше концентрированного. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

Б) Условия поддержки работоспособности

  • Чередование умственного и физического труда.
  • Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут.
  • Минимум телевизионных передач, игр на мобильном телефоне.

В) Приемы психологической защиты

  • Переключение (с одного вида деятельности на другой).
  • Сравнение (сравнить успехи ребенка с другими детьми).
  • Накопление радости (вспомнить приятные события).
  • Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

 

 Памятка «Как поддержать тревожного ученика».

А) Создайте ситуацию эмоционального комфорта для ребенка на предэкзаменационном этапе.

Б) Не нагнетайте обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приведет к дезорганизации деятельности.

В) Создайте для ребенка ситуацию успеха, поощрения, поддержки.

Г) Научите ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга.

Е) Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки.

 

 


Комментарии

Бибикова Ю.В. Семинар, направленный на повышение результатов образование — 2 комментария

  1. Спасибо за информацию о том, как проводить работу с родителями. Для детей такие формы проверки знаний уже стали привычными, система понятна и прозрачна, это обычная стандартная процедура. Но родители зачастую переживают больше учащихся и им действительно важно не нагнетать обстановку, а просто уметь правильно поддержать ребенка.

  2. Благодарю, интересно и актуально. Навык работы над понятиями и с картой – важный надпредметный навык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.