Ахмедова О.А. Семинар, направленный на повышение результатов образование

Подготовка обучающихся 7 классов
к ВПР по английскому языку (из опыта работы)

В 2020 году учащиеся 8 классов писали всероссийскую проверочную работу (ВПР) по английскому языку, которая предназначена для итоговой оценки учебной подготовки учащихся 7х классов, изучающих иностранный язык на базовом уровне.

КИМ для ВПР по иностранным языкам построены на основе целевого блока ФГОС.
КИМ направлены на выявление следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы:
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
– овладение умениями смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– умением осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– приобретение начальных навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
– освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
– сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка.

Посредством проверочной работы у школьников выявляются уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и опыт применения речевых умений и языковых навыков для решения типичных коммуникативных задач, адекватных возрасту обучающихся. Основное внимание в проверочной работе уделяется речевой компетенции, т.е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, а также языковой компетенции, т.е. языковым знаниям и навыкам.
Социокультурные знания и умения, а также компенсаторные умения проверяются опосредованно в заданиях по аудированию и чтению письменной части и в устной части ВПР.
Тексты заданий в КИМ по иностранному языку в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

 

Материалы ВПР по английскому языку включали в себя:
– проверочную работу по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (Демо версия);
– аудио запись к заданию по аудированию;
– инструкцию для ОУ по проведению проверочных работ по иностранному языку;
–контрольно-измерительные материалы для проведения проверочной работы.

Содержание работы
Каждый вариант проверочной работы включает 6 заданий и состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержит задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Устная часть включает в себя задания по чтению текста вслух и по говорению (монологическая речь).
Задания в рамках данной проверочной работы выше требований уровня А1, но ниже уровня А2 по общеевропейской шкале, определённой в документах Совета Европы.
На выполнение заданий проверочной работы отводится 45 минут (без технической подготовки оборудования и проверки качества звучания аудиозаписей).
Время выполнения заданий 1–3 заложено в компьютерную программу (включая время на подготовку устных заданий):
Задание 1 (аудирование) – 8,5 мин.
Задание 2 (чтение текста вслух) – 3 мин.
Задание 3 (говорение) – 3, 5 мин.
Рекомендуемое время выполнения заданий 4–6:
Задание 4 (чтение) – 10 мин.
Задание 5 (грамматика) – 10 мин.
Задание 6 (лексика) – 10 мин.

Материалы для подготовки к устной части проверочной работе.
В рекомендации по подготовке к проверочной работе говорится о том, что специальная подготовка к ней не требуется. Учащимся знакомы форматы заданий. Хотелось бы обратить внимание на подготовку учащихся к заданиям раздела Говорение.

Первое задание устной части предполагает осмысленное чтение текста вслух. Объем текста – 80 – 100 слов.
В качестве тренировки данного задания обучающиеся в течение года читают тексты любой тематики и любого объема на оценку. Заранее на доске пишутся критерии оценивания, исходя из количества ошибок. Семиклассники слушают чтение одноклассников и адекватно их оценивают. Проговариваются типичные ошибки, вспоминаются правила чтения дат и числительных. Через некоторое время можно подключить работу с тренажером по чтению текстов. Отличие от простого чтения бумажного текста заключается в том, что ученик видит обратный отсчет и начинает контролировать время своего выступления. Тексты подбираются из книг по подготовке к ВПР или учебника Spotlight 7, их объем при этом составляет примерно 80-100 слов.
По опыту хотелось бы заметить, что первоначально чтение на время и отслеживание фонетических ошибок вызывает неудобства у многих учеников. Впоследствии они привыкают к этому и перестают замечать обратный отсчет.
Второе задание является альтернативным: обучающийся должен выбрать одну из трех предложенных фотографий и выполнить задание только относительно этой фотографии. В задании по говорению проверяется сформированность умений строить тематическое монологическое высказывание с опорой на план и визуальную информацию (фото), а также навыки оперирования лексическими и грамматическими единицами в коммуникативно значимом контексте и произносительные навыки.

Ниже приведен примерный план описания фото, разработанный мной для подготовки учащихся к выполнению Задания №3.

Описание фото

Выберите фотографию и опишите человека на ней. У вас есть полторы минуты на подготовку и не более двух минут для ответа. У вас должен получиться связный рассказ (7–8 предложений).

План ответа поможет вам:

  • the place
  • the action
  • the appearance of the person
  • whether you like the picture or not
  • why

Start with: “I’d like to describe picture № … . The picture shows …”

Во время проведения устной части ВПР, а также ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, зачастую в аудитории находится несколько обучающихся, и они говорят одновременно, часто громко, мешая друг другу. Исходя и этого, во время подготовки устной части, я просила одноклассников выступающего ученика разговаривать, чтобы был шум в классе, и чтобы выступающий учился абстрагироваться от разговоров других людей, не замечать их.
Когда ВПР по английскому языку проводили в нашем колледже, в аудиториях было тихо (по 3 человека в аудитории), никто из ребят не пытался перекричать друг друга. После окончания ВПР обучающиеся говорили, что тренажеры помогли им понять, что из себя представляют задания и снять некоторое напряжение при виде обратного отсчета.
В качестве вывода можно сказать следующее: постоянное использование тренажеров в учебном процессе в течение всего учебного года может помочь обучающимся в отработке навыков чтения и описания картинок. Нет никакой необходимости посвящать этому занятию целый урок полностью, можно спрашивать по два-три человека, но постоянно. Это может занять не более десяти минут от урока, но при постоянном использовании останется в памяти.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

В задании 1 по аудированию участник получает 1 балл за каждое правильно установленное соответствие. Максимум за успешное выполнение задания 1 – 5 баллов.

Задания 2 и 3 оцениваются с учетом правильности и полноты ответа в соответствии с критериями. Максимум за успешное выполнение задания 2 – 2 балла. Максимум за успешное выполнение задания 3 – 8 баллов.

В заданиях 4 (чтение с пониманием основного содержания текста), 5 (употребление грамматических форм в связном тексте) и 6 (употребление лексических единиц в связном тексте) участник получает 1 балл за каждый правильно выбранный ответ. Максимум за успешное выполнение задания 4 – 5 баллов, задания 5 – 6 баллов, задания 6 – 4 балла.

Максимальный первичный балл за верное выполнение всей работы – 30 баллов.

Для удобства оценивания ответов учащихся мной была разработана следующая форма с критериями оценивания:

 

Критерии оценивания задания 3 Описание фотографии. 7 класс

Для удобства оценивания работы преподавателем при проведении пробной работы использовались следующие бланки для выполнения контрольной работы:

Все эксперты образования отмечают: специальной подготовки ВПР не требует – все, как и для обычных контрольных работ. Тем не менее, полезно использовать специально изданные учебные пособия для подготовки к ВПР, демонстрационные версии ВПР, которые находятся в открытом доступе на информационном портале Института развития образования и на сайте ФИПИ.

Таким образом, подготовка к ВПР – это обобщение изученных знаний, развитие навыков говорения, возврат к практике чтения текста вслух. В результате проделанной работы ребята смогли проанализировать пробелы в своих знаниях, восполнить их, в результате чего приобрели уверенность в своих знаниях и желание продолжать изучать иностранный язык.

 

Доклад представлен на персональном сайте преподавателя https://clck.ru/RhKzW


Комментарии

Ахмедова О.А. Семинар, направленный на повышение результатов образование — 2 комментария

  1. Очень удобная таблица критериев и бланк ответов для заполнения. Спасибо

  2. Замечательная работа. Тот случай, когда и форма, и содержание на высоте.

Добавить комментарий для Раиса Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *