Родичкина И.Н. Семинар, направленный на повышение результатов образование

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ НАД ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (из опыта подготовки к ВПР)

В преподавании истории и обществознания важной является работа над понятиями, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем — нельзя работать над содержанием какого-либо понятия без знания определяющих его терминов. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом уроке. Познавательный интерес активизирует умственную деятельность, направленную на поиск и усвоение знаний. Как этого добиться? Один из возможных вариантов действия: конкретно исторический, обществоведческий материал и средства контроля за усвоением знаний должны быть переплетены и иметь преемственность с предыдущими понятиями, а также включат эффективную работу с понятийным аппаратом.

Этапы работы с понятийным аппаратом:

  1. Выделение неизвестного понятия
  2. Интерес к нему учеников
  3. Работа над определением
  4. Поиск родственных понятий

Выделение неизвестного понятия обычно не вызывает у детей затруднений, при условии, конечно, если они имеют какие-то первоначальные знания. Я стараюсь обратить на них внимание детей, подчеркивая важность знания смысла слов, которыми оперирует историческая наука.
Как этого добиться?
1 способ: обратиться к классу с вопросом: «Ребята, как вы думаете, что означает данное слово?»
2 способ: определение понятия, становится заданием, с которым дети должны справиться в течение урока, причем, тот, кто сделает это лучше, получит высокую оценку.

Работа над определением – самая важная и сложная часть работы. В ее основе лежит умение находить главное, существенное, отбросить все лишнее, второстепенное. У одних детей это не вызывает затруднений, другие учатся этому до конца школьного курса. И задача учителя – помочь им в этом.

С чего начать?
В книге Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой выведена формула понятия:
Понятие = определение (родовые, видовые и дополнительные признаки) + термин

Что это значит?
Осуществлять родовое определение означает находить ближайший род объектов определенного понятия и их отличительные существенные признаки. Значит, чтобы научить ребенка давать определения и понимать их, нужно научить его выделять родовые и видовые признаки предмета.

Тренируя умение детей находить главное и формулировать свои мысли четко, кратко и понятно, можно работать с любым новым словом или понятием, встречающимся в материале урока. При этом не столь важно, есть ли в учебнике авторское определение или нет, потому что со временем детям становится проще дать определение самим, чем выучить готовое. И это, я думаю, хорошо, поскольку, во-первых, развивает мыслительные способности ребенка, а, во-вторых, учитывая нелюбовь многих детей к чтению, дает возможность ответить на вопросы учителя, пользуясь собственной логикой и определенной базой исторических данных. В этом заложен один из важных стимулов освоения понятийного аппарата на все этапах исторического образования.

На начальном этапе работы с понятийным аппаратом существенную помощь оказывает иллюстрация. Ведь, по сути, что такое понимание слова? Это представление образов тех предметов или явлений, которые оно обозначает. Следовательно, графический образ предмета упрощает работу по его пониманию, а значит, помогает увидеть то, что иногда трудно представить.

Следующий этап работы – поиск родственных понятий.
Например, со словом «фараон» можно соотнести слова: «пирамида», «Нил», «рабы» и т.п. Эта работа имеет принципиальное значение для воссоздания целостной картины исторического прошлого. Без этого процесс познания не состоится, и в памяти ученика останутся разрозненные слова, даты, обрывки событий.
Кроме того, известно, что понятия, связанные единым смыслом, запоминаются быстрее (от 1,5 до 6 раз) и с меньшим количеством ошибок). Отсюда следует вывод, что объем усвоенного учебного материала напрямую зависит от объема понятийного аппарата и степени владения им.
Этот объем должен накапливаться по мере перехода ученика из класса в класс, обогащаясь не только за счет усвоения нового исторического материала, но и включая в себя знания из смежных дисциплин (в первую очередь обществознания).

Итак, ребенок владеет полной информацией о том или ином понятии. Для фиксации полученных результатов мы пользуемся таблицей:

Таблицу можно вести с обратной стороны рабочей тетради. В процессе работы над закреплением полученных результатов используются самые разные упражнения и задания.

Для закрепления полученных навыков можно использовать различные упражнения и творческие задания, например, составление кроссвордов, вернее, их составление самими учащимися. Ведь что бы проделать эту работу, учащийся должен подобрать нужные ему термины с определениями (а если их нет, то сформулировать самостоятельно). При этом очень, сильна мотивация: найти больше материала, интереснее, труднее для тех, кто будет разгадывать. А разгадываем мы обычно всем классом. Идёт процесс многократного проговаривания вслух самых разных слов и понятий. А значит, тренируется память, речь, умение быстро соображать, а иногда и пользоваться словарём. Такой же результат даёт самостоятельная работа учащихся по составлению тестовых заданий (в любом виде), что я очень широко использую в своей практике.
Это интересное, занимательное и очень полезное занятие, которое нравится детям, разнообразит работу дома и на уроке.

Кроме кроссвордов, применяются:

  • понятийная разминка (когда учащиеся дают определения словам, написанным на доске);
  • понятийный (исторический диктант) — (когда учитель диктует слова, а учащиеся дают им определения письменно);
  • работа со схемой (задание: «Найти соответствие между словами из 2-х столбцов»);
  • упражнение «Разорви цепочку» (когда учащимся предлагается убрать из цепочки слов лишнее понятие);
  • упражнение «Сгруппируй слова» (учащимся предлагается сгруппировать исторические понятия по определенному признаку);
  • тесты;
  • работа над текстом с пропущенными словами и др.

По мере расширения понятийного аппарата задания приобретают ярко выраженную развивающую направленность. Они призваны раскрыть в ребенке способности к общению, умение выделять главное, опуская несущественные детали. Так, например, если в 5-м классе ребенку достаточно уметь давать несложные определения и связывать их между собой («Египет» — «фараон»- «пирамиды» — «рабы»), то в старших классах учащиеся должны уметь группировать понятия и аргументировать свой выбор, вставлять в текст пропущенные слова, исходя из содержания текста в целом, работать со сложными тестами. Например, с одной и той же группой слов можно проделать несколько заданий, раскрывающих знания и умения учащихся, а именно работа с текстом.

Тексты, предлагаемые ученикам, могут быть нескольких видов:

  1. Текст с ошибками(причем, ошибки должны быть допущены именно в трактовке понятий).

Например, «Одна из мировых религий, возникшая в I веке нашей эры на территории Римской империи, называлась буддизм. Ее основателем был сын плотника Иосифа и Марии из Назарета. Одной из особенностей этой религии является политеизм, а главная молитва, произносимая верующими, называется шахада…» и т.п.

При этом учащиеся должны не только указать на ошибку, но и указать верный ответ.

  1. Текст с пропущенными словами:

« Когда на Руси появились ….., они обложили народ….., которую собирали ежегодно со своей дружиной. Так как …… с с дружинниками собирал ….. по людям, со временем она стала называться ….. Не установленный размер …. стал причиной гибели киевского …. Игоря. Его …… Ольга исправила эту ошибку и установила твердые нормы сбора …..»
Текст может быть составлен по одной теме, а может обобщать знания учащихся по нескольким темам, разделам, всему курсу.

Можно использовать закрытые тесты, оставленные учителем или самими учащимися, например:

  1. «Найдите правильный ответ».

Мозаика – это

  • живопись водяными красками по штукатурке;
  • изображение, выполненное из цветных камней, смальты;
  • древние надписи, рисунки, нацарапанные на стенах.

«Соотнесите определение и понятия»:

  • высший законодательный, административный и судебный орган; (Синод, Ближняя канцелярия, Сенат).
  • орган политического сыска;
  • высший орган, управлявший Русской православной церковью.
  1. «Укажите неверный ответ»:
  • политеизм — «многобожие»
  • местничество — право на управление местностью;
  • вакханалия — языческий славянский праздник.

Или открытые тесты.

  1. Как называется:
  • категория людей, пришедших на Русь из других стран;
  • эпическая песня, посвящённая историческим событиям родной страны;
  • постоянное войско при Иване IV.

Если исходить из того, что владение понятием подразумевает знания учащихся и времени его существования, и условий, и всех остальных исторических деталей, то тогда вариативность может быть ещё шире. Понятия можно соотносить с датами, именами, событиями, например:

  1. Определите, кто из русских князей принял титул царя;
    • Иван III:
    • Иван IV Грозный:
    • Михаил Романов.
  2. Десятина равняется:
  • 1,09 га:
  • 2 га:
  • 1,5 га.

 3.Определите дату начала книгопечатания на Руси:

  • 1 марта 1564год;
  • 1 марта 1554 год;
  • 1 марта 15 74 год.

 Владение историческим понятийным аппаратом подразумевает наличие у учащихся трёх компетентностей: образовательной, информационной и технологической.

Таким образом, введение терминов в учебной деятельности происходит различными путями. Значение одних объясняется ученикам посредством определения понятия. Значение других терминов легко объясняется происхождением или подбором однокоренных слов. Третьи понятия формируются на основе обыденно-бытовых знаний. Но самое главное, учитель должен неоднократно возвращаться к ним, чтобы они становились окончательно понятны.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вяземский Е.Е. , Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. – М., 2000.
  2. Вяземский Е.Е. , Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – С. – Петербург, 2002.
  4. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях — М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
  5. Оценка качества выпускников основной школы по истории. /Сост.
  6. Л.Н. Алексашкина. – М., Дрофа, 2001.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., Народное образование, 1998.

Комментарии

Родичкина И.Н. Семинар, направленный на повышение результатов образование — 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *