На сайте образовательного портала Школьная пресса размещена статья о А.С. Знаменском

Пятого апреля 2015 г. на сайте образовательного портала Школьная пресса  Макаренко Светлана Михайловна разместила статью Родичкиной Ирины Николаевны об Аркадии Степановиче Знаменском “Стандартное мышление — это рак человеческой души”. Из этой статьи можно многое узнать о знаменитом просветителе и пропагандисте музыкальной культуры. 2015-04-06 14-44-55 Скриншот экрана

Читать статью
 

5
04.2015
№ 8361
Стандартное мышление — это рак человеческой души

Заметка к событию Год литературы       

Аркадий Степанович Знаменский прожил 84 года. Из них – 60 лет – на сургутской земле, посвятив все силы своей души школе и ученикам, которых он учил нестандартно мыслить. Необъятный Север был его родным домом, домом мечты и добра. Благородное имя этого замечательного человека носит наш колледж, оно хранится в памяти старых сургутян и не будет забыто новыми поколениями

Аркадий Степанович Знаменский родился 3 марта 1898 года в г. Тобольске, в семье сибирских просветителей и деятелей культуры. Его дед Степан Яковлевич Знаменский, молодой священник, служил в местах поселения декабристов — Кургане, Тобольске, Ялуторовске, со многими из них был близок по нравственным убеждениям. Степана Яковлевича связывали узы дружбы с М.А. Фонвизиным, И.И. Пущиным, Е.П. Оболенским, В.И. Муравьевым-Апостолом и другими декабристами. С.Я. Знаменский и декабрист И.Д. Якушкин были основателями двух училищ в Ялуторовске — для мальчиков и для девочек. В 40-е — 50-е годы XIX столетия они считались лучшими просветителями в Западной Сибири. Заметный след в истории культуры Западной Сибири оставил дядя А.С. Знаменского — известный художник-сатирик, этнограф и археолог — Михаил Знаменский.

Народной учительницей была мать Аркадия Степановича Знаменского — Августа Федоровна и по ее стопам пошли дети — Анфия, Аркадий и Екатерина. В семье Августы Федоровны и Степана Ильича Знаменских было шестеро детей. После смерти отца все они еще малолетними остались на руках матери. Семья была материально плохо обеспечена, но все лети учились в гимназии.

В 1909 г. Аркадий Степанович закончил 3-х классный курс приходского училища г. Тобольска и был зачислен в гимназию на государственную стипендию. После окончания гимназии в 1918 г. давал частные уроки по математике. С приходом Советской власти в Тобольск работал в реорганизованной школе второй ступени в качестве преподавателя физики, затем перешел на работу заведующим детским домом номер два, проработав 1920–1921 гг. 1921 год… «учителей не хватает…» Тобольский отдел народного образования предложил А.С. Знаменскому самому выбрать место будущего учительства. Он выбрал Сургут, расположенный далеко от Тобольска, где с сентября 1921 года работал в качестве преподавателя математики и физики. Но приходилось вести и черчение, и химию и другие предметы: вел даже класс фортепиано. Выбор Знаменским Сургута не был случайностью: еще мальчишкой в гимназии он учился вместе с сыном-тамошнего исправника Пирожникова. Тот много рассказывал ему о сургутских лесах, о речке Черной. Сургут в то время был небольшим селом, где жили рыбаки и рабочие мастерских. Затерянный в сибирской тайге, он был олицетворением таежного края — богатого и недоступного. Атмосферу интеллигентности, духовности, воспитанную в семье, принесли с собой приехавшие в 1921 г в Сургут молодые супруги — Аркадий Степанович и Анна Андреевна Знаменские.

А.С. Знаменский вошел в интересный учительский коллектив, где наряду с физикой и математикой, проявил пристрастие к фортепианному исполнительству. С его именем связана история становления музыкальной культуры в Сургуте. В созданной в 1920 году первой на Тобольском Севере Единой музыкальной школе 1 ступени А.С. Знаменский был преподавателем по классу фортепиано. Директором музыкальной школы был назначен П.И. Кучков, который вел класс сольного и хорового пения. Школа к тому времени располагала «двумя роялями и фисгармонией», — по воспоминаниям П.И. Кучкова. В Сургуте была начальная 4-х классная школа и три класса семилетки, основанной уже при Советской власти. Каждую неделю школа давала публичные концерты, в которых выступали учителя и ученики. Из-за кулацких мятежей музыкальная школа прекратила свое существование, но фактически, по воспоминаниям учеников А.С. Знаменского «…до войны здесь была настоящая музыкальная школа: готовилась к оперной постановке „Русалка”, устраивались музыкальные вечера с прослушиванием музыки Бетховена и Чайковского в исполнении А.С. Знаменского…»

В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы здесь был интересный самодеятельный театр, организованный А.А. Знаменской, Д.М. Полисадовым, К.В. Панкиным, которому удавались вполне профессиональные постановки сцен из «Бориса Годунова», «Евгения Онегина». Был хороший хор, интересные пушкинские и некрасовские вечера. Устраивались художественные выставки-конкурсы. В Сургуте была прекрасная по тем временам библиотека.

Жизнь учителей не замыкалась стенами школы. А.С. Знаменский вошел в сургутское краеведческое общество. Он предполагал описать геологические особенности края, составить карты лесов, транспортных линий, описать озерные системы, что могло бы послужить обоснованием расчетов при планировании лесного и рыбного хозяйства.

Суждение об А.С. Знаменском больше как об ученом, нежели учителе, подтверждается его кропотливой научной деятельностью в математике и физике. Серьезность занятий науками проявилась в желании Аркадия Степановича обучения в университете. В итоге, в 1924 г. на заявлении учителя Знаменского появилась резолюция А.В. Луначарского о зачислении его на стипендию на физический факультет Томского государственного университета, однако по какой-то причине обещанная стипендия не была назначена. Тем не менее, А.С. Знаменский научных занятий не оставлял. Появляются его очередные научные работы: «Логические прострации в теореме Римана о свойствах условно-сходящихся рядов». Положительную оценку получили работы «Наглядность на уроках математики», «Решение задач по алгебре и геометрии графическим методом».

В 1937 г. А.С. Знаменский работал месяц в физической лаборатории Центрального научно-исследовательского института средних школ в Москве над демонстрационными конструкциями физических приборов. Аркадий Степанович был увлеченных популяризатором физико-математических знаний. За многолетний педагогический труд по воспитанию подрастающего поколения А.С. Знаменский в 1949 году был награжден Орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями. Высокое звание — народный учитель ему присвоил сам народ.

Кроме всего вышесказанного всю свою жизнь А.С. Знаменский неустанно наблюдал за жизнью, размышлял над увиденным и фиксировал возникшие мысли в своих дневниках. Своих учеников он учил, прежде всего, нестандартно мыслить, т. к. стандартное мышление и стандартные знания не принимал и опасался их, потому что «стандартно мыслящие люди материал инертный, нетворческий, но такой горючий, потому что чужие призывы и убеждения легко проходят через редкую сетку их мыслительных процессов и включают механизм неосознанных, стандартных действий, порою — ужасных».

После его смерти эти записи были собраны и опубликованы его благодарными учениками. Книга «Летающие мысли» получилась из более чем двадцати тетрадей, исписанных Аркадием Степановичем. Мысли никак не сгруппированы, не классифицированы. Многие из них оканчиваются многоточием, может быть, когда к учителю прилетал очередной «кусочек», он дописывал и его.

Сборник по своей сути напоминает «Голубиную книгу», написанную во времена становления христианства на Руси и призванную помочь русским людям принять новое мировоззрение. Она состояла из вопросов: «От чего звезды часты», «Отчего ум-разум?», «От чего наши помыслы?» Читая вопросы, человек, иногда неосознанно, искал ответы на них. Мысли Знаменского — такие же. Это не утверждения, убеждения или наставления. Аркадий Степанович вряд ли догадывался, что его тетради издадут и сделают доступными широкому кругу читателей. Эти тетради он писал, прежде всего, для себя. Сейчас каждый сможет «пообщаться» со Знаменским, читая его «летающие» мысли.

Некоторые отрывки являют собой восхищение прекрасным: природой, литературой, музыкой. Другие — неожиданно пришедший вопрос, озадачивший его. Есть и такие — крик одинокого человека, осознавшего какую-то ужасную истину, разочаровавшегося в своих убеждениях, крик, который некому адресовать в такой глуши, лишь тетради.

Аркадий Степанович Знаменский прожил 84 года. Из них — 60 лет — на сургутской земле, посвятив все силы своей души школе и ученикам. Необъятный Север был его родным домом, домом мечты и добра. Благородное имя этого замечательного человека носит наш колледж, оно хранится в памяти старых сургутян и не будет забыто новыми поколениями.

Ирина Николаевна Родичкина, преподаватель истории, г. Сургут, # 2125, Газета «Затеси»/ фото из архивов колледжа