Пост-релиз курсов повышения квалификации «Раннее эстетическое развитие детей. Оркестр Карла Орфа»

С 5 по 10 ноября на базе БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского» прошли курсы повышения квалификации по теме «Раннее эстетическое развитие детей. Оркестр Карла Орфа» в рамках соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования Администрации города Сургута и БУ «Сургутский колледж русской культуры им. А.С. Знаменского».

Слушателями курсов стали учителя музыки и воспитатели детских дошкольных учреждений Сургута и Нягани, преподаватели детских школ искусств города. Количество слушателей – 42 человека.

Лекционные и практические занятия проводили преподаватели, специализирующиеся в различных областях искусства и педагогики.

В ходе лекционного блока были затронуты вопросы педагогики и психологии детей дошкольного возраста, а также основные принципы Орф-подхода. Исторический аспект темы изложили Оруджева Е.К. и Садкина И.С., развернув перед слушателями панораму существующих на сегодняшний момент гуманистических концепций, в числе которых находится и система, разработанная известным композитором и педагогов Карлом Орфом и его соратницей Гунильд Кетман. Напольских Ю.А. подробно рассказала об основных учебно-методических пособиях и общедоступных интернет-ресурсах в области Орф-педагогики. Возрастные особенности детей дошкольного возраста напомнил преподаватель финансово-экономического колледжа А.А.Напольских.

Основы арт-терапии и декоративно-прикладной блок были представлены мастер-классами преподавателей художественных дисциплин Колледжа Предуха Г.А. и Чтенцовой Я.В., мастера производственного обучения Шаймиевой К.Р., преподавателя дополнительного образования Казаковой Н.И. Участники мастер-классов получили представление о роли декоративно-прикладной деятельности в развитии детей, по народным образцам сделали пальчиковую куклу «Петрушку» из лоскутов, птичку из шерстяной пряжи, освоили различные техники рисования.

Значительная часть занятий была отведена знакомству с календарно-обрядовым фольклором, народными хороводными играми и песенным репертуаром. Народная педагогика за многие века существования накопила серьезные опыт воспитания – «пестования» детей. Ее отличает бережное отношение к миру ребенка – миру игры, искренности, чистоты. Алексеева А.Н. демонстрировала собравшимся наиболее интересные образцы пальчиковых игр; преподаватель детской школы искусств № 2 и бывшая выпускница нашего Колледжа Е.А.Галкина познакомила с одним из способов этнокультурного образования детей; А.Н.Испалова рассказала о возможностях развития творческих способностей детей на основе детского русского фольклора; коммуникативную функцию фольклора подробно осветила преподаватель и заведующий творческой лабораторией фольклора Смирнова О.В. Особое впечатление на слушателей произвело выступление нашего фольклорного коллектива «Знаменка», в состав которого входят студенты и преподаватели отделения «Вокальное искусство» Абинова М.Ю. и Яковлева Е.В. (специализации «Хоровое и народное пение»).

Значительное место в курсах заняли практические занятия по знакомству слушателей с Орф-подходом. Такое построение плана занятий возникло в связи с необходимостью подробного освещения данной тематики с целью внедрения в образовательный процесс детских дошкольных образовательных учреждений элементов Орф-педагогики. Основное внимание специалистов курсов направлялось на практическое освоение так называемых «многоступенчатых моделей», каждая из которых применима в работе с дошкольниками.

С.А. Зуева познакомила слушателей с видами и основными приемами игры на перкуссионных и «Орф-инструментах». Среди инструментов, на которых попрактиковались участники курсов на занятиях, присутствовал ксилофон фирмы «Studio 49», появившийся в Колледже благодаря государственной программе ХМАО-Югры «Доступная среда». Напольских Ю.А. показала основные приемы и способы формирования детского оркестра; вместе с Садкиной И.С. участники прошли этапы формирования навыка коллективного музицирования у детей дошкольного возраста.

С большим успехом прошли практических занятия преподавателя Амзинской детской школы искусств, выпускницы «Level Сourse» Г.В. Хохряковой. Под  руководством одного из самых опытных членов Педагогического общества Карла Орфа участники занимались освоением блок-флейты, ритмическими играми, танцевали круговые танцы народов мира.

Открытием для слушателей курсов стали лекционно-практические занятия с преподавателем Тюменского колледжа искусств, выпускницы «Special course» Орф-Института (г.Зальцбург) Е.А.Филимоновой. Темы ее занятий – аранжировка и композиция — оказались для слушателей одними из самых актуальных и наиболее востребованных в их практической деятельности.

Яркими событиями отмечены последние два дня курсов. Вечер субботы (9 ноября) завершился большим танцевальным кругом. Вместе с ведущей Галиной Хохряковой участники станцевали около 10 различных круговых народных танцев, выполняли сложные парные перестроения, гибкой лентой завивались в «змейки».

Кульминационной точкой курсов стал круглый стол по теме «Орф-подход – особенности работы педагога» и защита квалификационных работ по теме курсов. Участники продемонстрировали владение материалом, позитивный настрой, сплоченность и умение работать в группе.