Реализован IV Открытый конкурс исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах» – поздравляем участников!

10 мая 2020 г. были подведены итоги IV Открытого конкурса исследовательских работ в рамках музыкально-теоретической деятельности «Этюды о музыке и музыкантах», реализуемого в диалоге с российскими образовательными учреждениями сферы культуры и искусства. Дистанционное конкурсное соревнование объединило обучающихся детских музыкальных школ и школ искусств, студентов колледжей культуры и искусства, проживающих на значительном расстоянии от самого центра проведения конкурсов «Этюды о музыке и музыкантах» – Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского.

С 20 апреля 2020 г. конкурсные работы участников анализировались с опорой на современные исследования в области искусствознания и музыкальной педагогики высококомпетентными специалистами художественного образования – членами жюри, среди которых: Цветкова О.Ю. – заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, директор колледжа русской культуры, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, председатель жюри; Ситникова Ж.Ю. ‒ кандидат педагогических наук, доцент Уральской консерватории; Павлов Д.Н. – кандидат педагогических наук, член союза композиторов России, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин колледжа русской культуры, организатор; Белобородова Ю.И. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин колледжа русской культуры;  Шабарина Е.В. – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин колледжа русской культуры.

Актуальность конкурсов исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах» обусловлена современными ориентирами отечественной системы образования,  определенными в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», «Концепции Федеральной программы развития образования на 2016-2020 гг.», образовательных стандартах: необходимо создание благоприятных условий для самореализации растущего человека, развития его творческих способностей, механизмов стимулирования профессионального и личностного развития. От обучающихся, сущность деятельности которых заключается в созидании и распространении культурных ценностей, требуется творческий поиск, создание оригинальных проектов: будущие выпускники должны овладеть умением выполнять анализ музыкального произведения и применять теоретические знания в процессе поиска интерпретаций, навыками письменного изложения мыслей о музыке, жизни и творчестве композиторов (включая исторический обзор с применением специальных терминов).

К настоящему времени конкурс «Этюды о музыке и музыкантах» проводился уже четвертый раз (с 2017 г.). В IV конкурсе исследовательских работ участие приняли обучающиеся из следующих российских образовательных учреждений: Калининградский музыкальный колледж, Кемеровский областной музыкальный колледж, Ленинградский областной колледж культуры и искусства, Новосибирский музыкальный колледж, Свердловский мужской хоровой колледж, Свердловское музыкальное училище, Сургутский колледж русской культуры; детские музыкальные школы и школы искусств Лянтора, Орска и Сургута.

Руководителями значительного количества представленных на конкурс исследований явились преподаватели: Корякина И.В. и Пермякова Е.В. – руководители 11 работ (Свердловский мужской хоровой колледж); Андреева Е.Г. – руководитель 9 работ (Калининградский музыкальный колледж). Отметим, что преподавателями-руководителями из Лянторской детской школы искусств №1, среди которых – Оларь Д.И., Саитова Ю.А., Сибирская К.А., Синяшина Г.А., Халилова Н.В. и др., было также представлено значительное количество исследований обучаемых – 10 работ.

За общее время проведения данного конкурса участие приняли около ста пятидесяти обучающихся. В IV конкурсе участниками выступили более сорока обучающихся; в числе победителей – 17 Лауреатов I степени, 15 Лауреатов II степени, 8 Лауреатов III степени и 1 обладатель Гран-При. Среди исследовательских тем, представленных участниками в I и II возрастных группах: «Фортепиано – лучший музыкальный инструмент» (Алена Лукьянова, Детская школа искусств №4, г. Орск), «Великие дирижеры Мира» (Николай Селетков, Свердловский мужской хоровой колледж) и мн. др. Студентами колледжей культуры и искусств – участниками III и IV возрастных групп были представлены такие темы, как: «Оливье Мессиан: фортепианный цикл «20 взглядов на младенца Иисуса»» (Софья Зеленская, Калининградский областной музыкальный колледж), «Музыка при дворах российских императоров XVIII века» (Наталья Дробленкова, Ленинградский областной колледж культуры и искусства) и мн. др.

Внушительное количество представленных конкурсных работ и многообразие исследовательских тем в рамках музыкально-теоретической деятельности – свидетельство того, что конкурс «Этюды о музыке и музыкантах» является актуальным и своевременным как для самих обучающихся, так и для преподавателей-руководителей. Отметим, что в «Национальной доктрине образования», «Концепции Федеральной программы развития образования» относительно педагогических кадров, к которым относятся преподаватели сферы художественного образования, сказано, что они должны осуществлять учебный процесс на высоком уровне, готовить обучаемых к участию в конкурсной деятельности, организовывать научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывая у обучающихся духовность и нравственность, готовя их специалистами высокой квалификации. Обращаем внимание преподавателей на потенциал конкурса «Этюды о музыке и музыкантах» в развитии перечисленных компетенций: вовлечение преподавателей в исследовательскую деятельность способствует не только их личностному и профессиональному развитию, но и улучшению качества образования. Так, совершенствование конкурсной исследовательской работы обучаемых приобретает особую значимость и подчеркивает актуальность IV Открытого конкурса исследовательских работ «Этюды о музыке и музыкантах».

Подводя итоги конкурса, поздравляем всех участников – обучающихся, преподавателей-руководителей, родителей обучающихся, членов жюри с достигнутыми качественными результатами! Это стало возможным благодаря созданию и детальному анализу исследовательских работ на музыкальную тематику, имеющих инновационный характер, – что является значимым и для успешного развития художественного образования в России.

Отдельно поздравляем участников конкурса «Этюды о музыке и музыкантах» – обучающихся колледжа русской культуры. Среди них:

– Елена Белобородова – Лауреат I степени (I возрастная группа), тема «О Детском альбоме П.И. Чайковского», рук. Белобородова Ю.И.;

– Ева Грехова – Лауреат I степени (I возрастная группа), тема «Большая зоологическая фантазия К. Сен-Санса и ее пьеса «Лебедь»: образность, композиционно-стилевые приемы, художественная жизнь», рук. Павлов Д.Н.;

– Вероника Грошева – Лауреат II степени (III возрастная группа), тема «Музыкальные инструменты коренных малочисленных народов Севера ХМАО – Югры», рук. Шабарина Е.В.;

– Екатерина Максименко – Лауреат I степени (IV возрастная группа), тема «Седьмая симфония С. Прокофьева: художественно-образное содержание, кинематографическая своевременность, оркестровые приемы», рук. Павлов Д.Н.

Примечательно, что победитель многих конкурсов по видам музыкальной деятельности (композиционная, теоретическая деятельности и др.) – Гарри Суппес, представив работу на тему «…потому что на рояле сам король играл гавот!», стал обладателем Гран-При IV Открытого конкурса «Этюды о музыке и музыкантах». Поздравляем Гарри и его преподавателя-руководителя Цветкову О.Ю. с этой победой!

Всем участникам IV Открытого конкурса исследовательских работ в рамках музыкально-теоретической деятельности «Этюды о музыке и музыкантах» желаем дальнейшего обретения плодотворного опыта в музыкально-теоретической деятельности, дальнейшей профессиональной и творческой самореализации!

Павлов Д.Н., кандидат педагогических наук, член союза композиторов России, заведующий предметно-цикловой комиссии музыкально-теоретических дисциплин, организатор конкурса

Цветкова О.Ю., заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, директор Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, председатель жюри конкурса