Открытие класса арфы в Сургутском колледже русской культуры

К приоритетным направлениям государственной политики в сфере культуры относятся – создание оптимальных условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом, совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества. И значимая роль в их решении принадлежит учреждениям среднего профессионального образования.

Реализуемые в рамках президентского указа национальный проект «Культура» и его подраздел «Культурная среда» связаны с повышением эффективности образования посредством обеспечения культурно-образовательных учреждений необходимыми музыкальными инструментами и формированием положительной мотивации обучаемых к развитию их творческих способностей.

Благодаря этому проекту фонд музыкального инструментария Сургутского колледжа русской культуры пополнился значительным количеством деревянных и медных духовых, ударных, струнных смычковых инструментов, несколькими фортепиано, концертным роялем «Bechstein» и др. Уникальным и актуальным событием в масштабах всего города стало приобретение арфы «Resonance Harps», которая сразу вызвала интерес в среде обучающихся и преподавателей колледжа, а с сентября 2020 г. в колледже открыт класс игры на арфе:

Отметим, что еще в 1920 г. к открытию в Сургуте Первой музыкальной школы из Тобольска специально был доставлен первый концертный рояль. Спустя столетие в колледже русской культуры, реорганизованном из прежней музыкальной школы, с появлением арфы для обучающихся открыт класс игры на этом инструменте, – это знаковая параллель для развития всего музыкального образования в Сургуте. Теперь обучающиеся будут осваивать игру на этом инструменте в процессе сольного и камерного ансамблевого исполнительства.

Представляющая собой многострунный инструмент арфа является одним из древнейших в мире, ведь еще на египетских фресках встречается ее изображение, напоминающее лук охотника, натянутая тетива которого при выстреле издает красивое звучание. Известно, что арфа была любимым инструментом в древности на Востоке, в Греции и Риме. Существует пример скульптурного изображения человека с арфой времен архаики (8 в. до н. э.):

В средние века арфа обрела значительное распространение в Европе, а в начале 19 в. была усовершенствована французским мастером С. Эраром до вида большой деревянной треугольной рамы, внутри которой натянуты до 46 струн разной настройки. Отметим, что имеющаяся в колледже русской культуры изящная арфа «Resonance Harps» обладает 40 струнами.

Арфа долгое время была геральдическим символом и к настоящему времени ее изображение включено в национальный герб Ирландии современного вида (с 1945 г.):

В 19 в. этот инструмент воспринимался особо аристократическим, который украшали золотом и драгоценными камнями. Считалось, что каждая благовоспитанная девушка должна обладать умением игры на арфе. Нежным и волшебным звучанием этого инструмента всегда восхищались и мировые поэты, примером являются поэтические строки Г. Державина: «…арфу слышу я: ее волшебный звук, на розах дремлющий, согласьем тихострунным как эхо мне вдали щекочет нежно слух…».

Конечно, тембр арфы можно охарактеризовать как нежный и серебристый, а извлекаемые на ней звуки обладают качеством постепенного угасания. Она является самостоятельным концертным инструментом, для которого композиторами создается сольный репертуар. Однако незаменима роль арфы и в симфоническом оркестре: она придает оркестровому звучанию особую красочность. Композиторы используют ее в музыке в звукоподражательных целях для достижения экзотичной звучности, например, при имитировании звуков клавесина, лютни, гитары и др. Так, в «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза арфа передает звучание клавесина, в «Арагонской хоте» М. Глинки – испанской народной гитары, в симфонии «1905 год» Д. Шостаковича – отзвуки колоколов. Тембром арфы композиторы обращают слушателей и к определенным историческим/национальным стилям, сферам нездешних миров: в «Ромео и Джульетте» П. Чайковского арфой воссоздается состояние эпохи далекого прошлого с романтическим оттенком, а в «Шехеразаде» Н. Римского-Корсакова – восточно-сказочная образность.

Учитывая широкие темброво-колористические возможности этого инструмента, в обучении игре на арфе работа над исполнительской техникой должна быть подчинена внимательному раскрытию музыкально-художественных образов для точной передачи композиторских замыслов. Поэтому обучение в классе арфы предполагает решение различных задач, среди которых: образовательные, связанные с постановкой и развитием игрового аппарата, формированием исполнительских навыков через знакомство с арфовым репертуаром; воспитательные, связанные с воспитанием музыкального слуха как важного фактора сольной игры в необходимой стилевой манере, воспитанием организованности и внимания в ансамблевом исполнительстве; развивающие, связанные с развитием исполнительских способностей обучающихся и их потребности в арфовом исполнительстве.

Павлов Д.Н.