О РЕАЛИЗАЦИИ VIII ОТКРЫТОГО ОКРУЖНОГО КОНКУРСА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА им. А.С. ЗНАМЕНСКОГО

В апреле 2020 г. при поддержке департамента культуры ХМАО – Югры был реализован VIII Открытый окружной конкурс инструментального исполнительства им. А.С. Знаменского, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию открытия Первой музыкальной школы на Тобольском Севере. В силу введенного режима обязательной самоизоляции граждан конкурсные прослушивания проводились дистанционно с использованием возможностей видеохостинга YouTube.

Состав жюри включал авторитетных музыкантов – высококомпетентных специалистов сферы культуры и искусства, среди которых: Блажевич М.Н. – кандидат искусствоведения, солистка Томской областной государственной филармонии; Рева В.В. – кандидат искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; Садик А.С. – лауреат премии Губернатора ХМАО – Югры, преподаватель Центра искусств для одаренных детей Севера; Тверитина Е.В. – кандидат искусствоведения, доцент Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки; Цветкова О.Ю. – заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, директор Сургутского колледжа русской культуры им. А.С. Знаменского.

Координаторами совместной работы всех участников (обучающихся-конкурсантов, преподавателей, концертмейстеров, членов жюри и организационного комитета) в рамках конкурса были: Зуева С.А. – заведующий отделением «Инструментальное исполнительство», Напольских Ю.А. – заведующий предметно-цикловой комиссией «Специальное фортепиано», Пасларь Т.В. – заведующий предметно-цикловой комиссией «Оркестровые духовые и ударные инструменты».

Цель конкурса заключена в повышении исполнительского мастерства обучающихся, а его задачи ­– в выявлении одаренных обучающихся, содействии продолжению их профессионально-творческого развития, пропаганде и развитии искусства инструментального исполнительства, повышении профессионального мастерства преподавателей.

Конкурс проводился по номинациям: «Инструментальное исполнительство: оркестровые духовые/струнные/ударные инструменты», «Инструментальное исполнительство: специальное фортепиано», «Фортепиано: дополнительный инструмент», «Ансамбли», «Камерные, симфонические и духовые оркестры». В соответствии с уровнем музыкально-исполнительской подготовки общий состав участников конкурса подразделялся на несколько возрастных групп: I группа – обучающиеся 8 – 9  лет; II группа – обучающиеся 10 – 11 лет, III группа – обучающиеся 12 – 13 лет, IV группа – обучающиеся 14 – 16 лет, V группа – обучающиеся от 17 лет до 21 года.

Критериями оценивания конкурсантов, разработанными в опоре на исследования в области музыкального творчества и конкурсной деятельности (Г.И. Батыршиной, Л.Л. Бочкарева, В.И. Петрушина, Н.Б. Щетинской и др.), отражающими содержательные аспекты конкурсной музыкально-исполнительской работы, явились следующие:

– понимание авторского замысла – художественно-образного содержания, воспроизводимого в исполнении при стилевом соотнесении техники игры, собственной эстетической отзывчивости и эмоциональных состояний с характером музыкального произведения;

– осознанный выбор исполнительских приемов и средств, колористических решений, соответственных артикуляционным, метроритмическим, темповым и тембровым особенностям, интонационному единству текста музыкального произведения в процессе его интерпретации;

– самостоятельность мышления и инициативность в трактовке художественно-образного содержания, реализации исполнительской концепции при индивидуальном отношении к музыкальному произведению;

– концертно-исполнительская свобода, служащая раскрытию исполнительского потенциала и артистичности, направленная на психологическое общение со слушательской аудиторией при донесении текстовой информации музыкального произведения;

– проявление в ансамблево-оркестровом исполнительстве творческой индивидуальности у каждого участника, синтез всех творческих индивидуальностей участников-партнеров на основе взаимопонимания, способности к открытости в музыкально-сценическом общении.

Участие в конкурсе требует основательной подготовки, связанной с постижением каждым обучающимся содержания конкретного музыкального произведения при исследовании нотного текста, неисчерпаемость которого позволяет находить новые грани звучания и превращать условные знаки в яркие звуковые образы. В «Летающих мыслях» мы находим высказывание А.С. Знаменского о том, что «ассоциативные дополнения дают интенсивную окраску воспринятого явления, ведь компоненты психических ассоциаций представляют собой нечто меняющееся по содержанию и интенсивности воздействия на интеллект и волю человека».  Осмысленный итог действия ассоциативного восприятия предстает в виде ощущения единства формы и содержания конкретного музыкального произведения.

За время проведения с 2008 г. конкурсы инструментального исполнительства им. А.С. Знаменского всегда привлекали большое количество участников из округа: в конкурсных соревнованиях участие принимали юные музыканты-исполнители из образовательных учреждений Лангепаса, Лянтора, Мегиона, Нефтеюганска, Нижневартовска, Новоаганска, Ноябрьска, Пойковского, Сургута, Федоровского, Ханты-Мансийска и др.

Согласно итогам проведения VIII Открытого окружного конкурса инструментального исполнительства им. А.С. Знаменского в 2020 г. дипломами ЛАУРЕАТА I СТЕПЕНИ были награждены:

  1. Владислав Эм (Сургут, V возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: оркестровые духовые инструменты»;
  2. Арсений Шеберстов (Сургут, III возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: оркестровые ударные инструменты»);
  3. Владимир Корнишин (Нефтеюганск, I возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: оркестровые струнные инструменты»);
  4. Дарья Иванова (Радужный, II возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: оркестровые струнные инструменты»);
  5. Елена Муркалова (Сургут, IV возрастная группа, «Инструментальное исполнительство: оркестровые струнные инструменты»);
  6. Мария Литоченко (Ноябрьск, I возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: специальное фортепиано»);
  7. Софья Миронова (Нижневартовск, II возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: специальное фортепиано»);
  8. Валерия Поветкина (Ноябрьск, III возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: специальное фортепиано»);
  9. Анастасия Кушнир (Нижневартовск, IV возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: специальное фортепиано»);
  10. Ксения Иванова (Сургут, V возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: специальное фортепиано»).

В зависимости от наиболее перспективных сторон исполнения конкурсной программы некоторые обладатели звания ЛАУРЕАТА I СТЕПЕНИ были отмечены и СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПРИЗАМИ: Елена Муркалова – «За виртуозность исполнения»; Валерия Поветкина, Анастасия Кушнир – «За артистичность»; Ксения Иванова – «За лучшее исполнение крупной формы».

Дипломом ГРАН-ПРИ была награждена Марина Скалина (Сургут, III возрастная группа, номинация «Инструментальное исполнительство: оркестровые духовые инструменты»).

Участие в конкурсах инструментального исполнительства им. А.С. Знаменского является эффективным средством развития творческой самореализации, актуализирующим профессиональные и личностные качества обучающихся музыкантов-исполнителей. Среди развиваемых профессиональных качеств – свобода в интерпретации, музыкальность, оригинальность прочтения авторских замыслов, совершенствование исполнительской техники, исполнительская стабильность, понимание музыкального стиля (исторического, композиторской школы и др.). К развиваемым личностным качествам следует отнести творческое мышление, стрессоустойчивость, выдержку, конкурентоспособность, способность к самооценке и оценке окружающих, способность к рефлексии и постановке дальнейшей цели.

Павлов Д.Н.