Бышко Т.А. Методические рекомендации по подготовке к ВПР по русскому языку в 5-8 классах

Всероссийские проверочные работы (ВПР)- являются  оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе. Целью данной работы становится обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Данная проверочная работа представляет собой аналог годовой контрольной. Поэтому подготовку к данному мониторингу необходимо осуществлять в течение всего учебного процесса, так как ВПР по русскому языку считается одним из самых сложных. Работу по подготовке к диагностической работе начинаю с анализа результатов ВПР за прошлый год, так как они помогают создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, с целью использования для оценки личностных результатов обучения.

Считаю, что подгoтoвка к ВПР не должна быть «натаскиванием» oбучающихся на выполнение тех или иных заданий, а должен быть  целенаправленный тpуд педагога, ученика и poдителей по оcвоению oбучающимися предметных и метапредметных результатов образования. Я уверена, что  главная задача педагoга  — вовлечь учеников в  учебный процесс, чтобы  ученики хотели учиться, умели и хотели самостоятельно добывать знания. В своей работе руководствуюсь словами Б. Франклин:  «Скажи мне — и я забуду, учи меня — и я могу запомнить, вовлекай меня — и я научусь». Во время изучения материала для меня важно, чтобы  все учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении: готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

Перечислю некоторые виды заданий и  расскажу о разных способах и приемах, которые использую на своих уроках для успешной подготовки детей к ВПР по русскому языку в 5-8 классах.

Для подготовки задания № 3, которое проверяет знание орфоэпических норм, в начале учебного года составляю орфоэпический словарик из слов орфоэпического минимума для   каждой параллели.

Орфоэпический минимум для 5 класса
Жалюзи?, языково?й (факт), позвони?шь‚ ку?хонный
То?рты, краси?вее, позвони?шь, крапи?ва.
Догово?р, поняла?, столя?р, алфави?т.
Балова?ть, ве?рба, позвони?шь, комба?йнер.
ДремОта, завИдно, жалюзИ, каталОг.
ПриговОр, разОгнутый, газопровОд, ракУшка.
БАнты, взялА, экспЕрт, чЕрпать.
БурьЯна, цемЕнт, удОбнее, свЁкла.
БензопровОд, балОванный, дремОта, зАговор.
КружевА, комбАйнер, намЕрение, тОрты.
ДоговОр, цемЕнт, понялА, красИвее.
ВзялА, граждАнство, о деньгАх, Искра.
ЯзыковОй, экспЕрт, цЕнтнер, шАрфы.
ЗадалА, досУг, боЯзнь, атлЕт.
ВрученА, балОванный, гУсеничный, о деньгАх.
ЗакУпорить, включИть, добЫча, киломЕтр.
ЧЕрпая, ржАвея, балУясь, красИвее.
БАнты, каталОг, ломОть, тОтчас.
БетОн, малЯр, штукатУр, столЯр.
ОстАлась, прИнял, рАзвитее, договОр
ДефИс, диалОг, занятОй, Искра
ПроведенО, принЯв, одолжИт, положИл.
сОгнутый, жалюзИ, занятОй, крапИва
ДавнИшний, звонИт, злОба, балУясь.
кАшлянуть, мусоропровОд, недУг, обеспЕчение.
ПлЕсневеть, ремЕнь, ржАветь, тУфля
за?говор, нача?ть, опто?вый, по?днял.
слИвовый, стАтуя, тОртов, удОбнее
зАперший (дверь), языкОвый, крапИва, балОванный
кружева?, о?трочество, подбодри?ть, хода?тайство
БухгАлтеров, гналА, докумЕнт, квартАл
Арбу?з, краси?вее, положи?ла, ша?рфы
Позвони?м, слу?чай, ту?фля, шкафы?

Затем, не менее двух раз в неделю, работаем с данными словами. Для этого использую различные виды заданий, направленные на запоминание правописания и произношения слов:

  • Начиная с пятого класса каждый урок русского языка я начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором (как скороговорку) проговариваем блоки слов. Я чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет объявление темы урока, целеполагание и т.д.
  • Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической (акцентологической) разминки.
  1. У Иры – крапИва.
  2. У Фёклы – свЁкла.
  3. Лика- малая толИка.
  4. Ия – санитарИя.
  5. Гена – гЕнезис.
  6. Чук купил каучУк.
  7. Где ель- там щавЕль.
  8. Остынь –нет простЫнь.
  9. Рота прошла через ворОта.
  10. МЕльком взглянешь- на мель сядешь.
  11. Рынок оптОвый, фруктовый.
  12. Съев тОрты, не влез в шорты.
  13. Его то целУю, то баУую .
    Не надо целовА ть,
    не надо баловА ть.
  14. Кричат «Ура!»
    профессорА и докторА ,
    директорА и поварА ,
    увидев церковные куполА .
  15. Грибы –зелЁнки рассказывали побасЁнки. (побасёнки- короткий, занимательный рассказ, анекдот, а также вообще выдумка, сказка)
  16. Петя уверял, что пЕтлю завязал.
  17. Ядра как Ядрица. Как вам это нравится?! (Ядрица- крупа из нераздробленных зерен гречихи)
  18. У ушка – ракУшка.
  19. Молчишь и не звонИ шь.
    Простит и позвонИ т.
  20. Будешь с нами –
    будешь с деньгА ми.
    А если «Ах!» —
    Забудь о деньгАх.
  21. Я кремЕнь, несмотря на твой ремЕнь.
  1. ВорожеЯи простынЯ– ударение на Я.
  2. Они исконИ(издавна, с незапамятных времён)
    мастерскИ вязали платки.
  3. Нельзя кричАть, бряцАть, озорничА ть.
    Можно принУ дить, пристрУ нить.
  4. Поэт Минский знал финский и украИнский.
  5. Как он смог проверить каталОг ?
  6. Не юли, а закрой жалюзИ.
  7. Наш Ник — баловнИк.
    В городе Ницца наша баловнИ ца.
  8. Сэр, вам надо в диспансЕр (сэ).
  9. ШлифОвщик и танцОвщик.
  10. Маляр и столЯр .
  11. Христопродавец и книгопродавец .
  12. «Где ноты?» — спросили сирО ты.
  13. Вор заключил договОр.
  14. Новый хит облегчИт все его страдания.
  15. ТабУ на рагу.(табу-запрет)
  16. АфЕра не его сфера.
  17. ХозЯева из ГулЯева.
  18. Не мог написать некролОг.
  19. Суровый край. КедрОвый рай.
  20. Здесь каждая буква на месте стоит,
    И называется всё алфавИ т.
  21. Его опЕка с начала века.
  22. Голь пьет алкогОль.
  23. Парень он видный, жених завИ дный.
  24. Кис-кис пиши через дефИс.
  25. Рог –творО г.

 

3) Для запоминания в качестве примера можно использовать  шуточные стихотворения:

Долго ели тОрты,
Не налезли шорты.

Мама сына баловала,
вместо супа торт давала.

Для строителей в момент
машина привезет цемент. 

Для приземленья попроси
пилота выпустить шасси.

4)Для проверки  использую карточки для работы в парах с взаимопроверкой.

Орфоэпическая разминка №1.Расставь ударение в данных словах.
Августовский, портфель, партер, цемент, корысть, создалась, изогнутый, позвонит, звонит, бармен, диспансер, досуг, вручишь, краны, доверху, налила, звонит, портфель, избалован, приободрить, простолюдин, баловать, балованный, шасси.

Орфоэпическая разминка №2

  1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
    1) водопрОвод 2) звонИт     3) впрЫснуть     4) атлАс (ткань)

2  В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
     1) звОнит 2)Атлас (географический)  3) нефтепровОд   4) добЫча

3  В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
     1) щАвель 2) столЯр   3) баловАть   4) балОванный

4  В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
     1) премИровать 2)информИровать  3)нефтепровОд   4) прИнял

5 В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
    1)подкралАсь 2)принялАсь   3)заперлАсь   4)началАсь

 

  5)Использую приём «Цепочка», который направлен на запоминание правописания  и произношения словарных слов, а также на развитие связной речи учащихся. Необходимо «связать» слова по смыслу, составив с ними предложения.
Например:  ВрученА, балОванный, гУсеничный, о деньгАх.
Сергею Петровичу на собрании была  вручена грамота за доблестный труд. И несмотря на то, что он и не помышлял о деньгах,  работая на гусеничном тракторе, был приятно польщён премией в размере двух тысяч рублей, так как он с детства не был балованным ребёнком,  и денег ему всегда не хватало.
6) В рамках «занимательной лингвистики» даю детям такое задание: создай головоломку по поиску словарных слов или слов из орфоэпического минимума (необходимо будет в ответе поставить ударение). Вписать нужно слова по горизонтали и вертикали, а оставшиеся клеточки заполнить любыми буквами. Затем сосед по парте должен найти слова, которые спрятаны.

Для подготовки  к  заданию №13  в 5 и 6 классах, которое направлено  на умение подбирать  синонимы и антонимы  к словам, использую следующие упражнения:
1)К предложенным словам подобрать синонимы и антонимы.

2)Соедини синонимы  или антонимы между собой, подбери пару, найди друга.

3)Вставьте пропущенные синонимы, антонимы из предложенного списка или самостоятельно.

Также необходимо рассматривать синонимы в тексте и давать соответствующие пояснения по их употреблению. Лишь осмыслив функцию синонима, учащийся поймет значение изучения этой темы, поймет и будет учиться выбирать единственное нужное слово, такое слово, которое будет самым точным, самым выразительным.

Для подготовки  к  заданию №14,  в котором необходимо  объяснить и записать значение фразеологизма, а  затем,  используя не менее двух предложений, описать  ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма, включив фразеологизм в одно из предложений, использую следующие приёмы:

1)составляю фразеологический словарик, который доступен учащимся на стендах в кабинете.
Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни: по аналогии с фонтанирующим ключом в сравнении со спокойно истекающими источниками воды.
Биться как рыба об лёд — настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность
Буря в стакане воды — большие волнения по ничтожному поводу.
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разольёшь — о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) — обременять тяжёлой работой, пользуясь его покладистым характером
В тихом омуте черти водятся — о том, кто тих, смирен только с виду
Выйти сухим из воды — без плохих последствий, остаться безнаказанным
Выводить на чистую воду — разоблачать, уличить во лжи
Гнать волну — нести сплетни, провоцировать скандалы
Девятый вал — суровое испытание (высокая волна)
Деньги как вода  имеется в виду та лёгкость, с которой они тратятся
Держаться на плаву  уметь справиться с обстоятельствами, вести успешно дела
Дуть на воду, обжегшись на молокеизлишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся.

Даю различные творческие задания с использованием фразеологизмов.

2)Задание: Расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).

3) Раздаю ребятам карточки с различными тематическими картинками. Необходимо составить тексты со всеми словами, представленными на картинке. Вспомнить фразеологизм с каким-либо из этих слов, записать его,  включив в составленный текст.

Подобное задание можно использовать и по работе с   пословицами.  Я думаю, что подобные творческие задания способны возбудить интерес у учащихся и  позволят успешно обучаться русскому языку.

       Также при подготовке обучающихся к Всероссийской проверочной работе использую  информационные  ресурсы сети Интернет. Они помогают оптимизировать учебный процесс, делают его содержательнее и увлекательнее для обучающихся. Также эти ресурсы помогают развивать исследовательскую культуру, выработать навык анализа и отбора нужной информации, формируют сознательный рефлексивный подход к собственной речевой практике.

 

Название электронного ресурса

Режим доступа

Портал «Русский язык» — Грамота. ру

http:// www.gramota.ru

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

https://saharina.ru/tests/test.php?name=test485.xml

Сайт «Академик»

http://dic.academic.ru

Сайт «Культура письменной речи

http:// www.gramma.ru

Сайт «Якласс»

https://www.yaklass.ru/

Образовательный портал для подготовки к работам «Решу ВПР»

https://vpr.sdamgia.ru/

Образовательный портал для подготовки к ВПР

https://vpr-ege.ru/

Подготовка к ВПР

https://vprklass.ru/6-klass

Онлайн  тесты ВПР

https://5splusom-school.ru/predmet/23/

ВПР по русскому языку

https://rustutors.ru/vprrusskiy/vpr6rus/

 

Для достижения положительных результатов,  за две недели перед  ВПР использую распечатанные варианты на уроках русского языка. Ребята решают задания, комментируют выполнение, а главное, они визуально представляют целостную работу. Это позволит   во время реальной работы избежать  страха перед объёмом и  формулировкой заданий.