Раджабова С.А. Технология работы над понятиями на уроках истории

Технология работы над понятиями на уроках истории
В изучении истории важную роль играют работа с понятиями и терминами.

Термины необходимы для объяснения и систематизации фактов при освоение темы. Освоение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, специфических признаков исторических фактов, отражение в их сознании исторических событий и явлений в наиболее существенных связях и отношениях. Один из важнейших частью преподавания любого предмета является работа над понятиями и терминами, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Исследованиями доказано, что понятия и терминологические положения в школьных курсах истории могут быть усвоены лишь при опоре на конкретные факты. Данный важный вывод ещё раз подчеркивает взаимосвязь усвоения фактов и понятий.

Во время занятий каждый новый термин и понятие требует раскрытия содержания. Терминов можно объяснят по-разному. Если они обозначают предметы, то можно просто демонстрирует их изображение. Или демонстрируя рисунки, дать пояснение происхождения названий того термина. Для усвоения терминов в курсе истории можно использовать приемы работы с терминами, например,

  • «Четвертый лишний» — исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому связаны остальные три.
  • «Продолжи ряд» — написаны несколько слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова.
  • С изучаемым понятием и термином надо составить предложение или с определенным количеством терминов составить рассказ. Проверяется соответствие употребления слова, понимание контекста.
  • Среди предложенных фраз с изучаемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.
  • Самостоятельное составление кроссворда из понятий и термин. Один из видов кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по отходят от него параллельно друг другу. Возникает возможность у учеников соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.
  • Задать текст с пропусками терминов, под ним — список понятий и терминов которых надо вставить в нужное место текста.
  • Установление иерархии: среди предложенных термин и понятий ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.
  • Распределение: прилагается список понятий, имен, названий, надо распределить их по группам однородных слов. Например, не называть группы, а показать образец выполнения задания — написать по одному слову в каждой колонке, чтобы они еще угадали принцип распределения или предложить самим ученикам распределить слова по самостоятельно названным колонкам, и не определять количество колонок, а только ограничить разумно.
  • Дается сюжетный, образный текст, где изучаемые термины написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами или понятиями, восстановив первоначальный вид текста.

При изучении терминов в курсе истории целесообразно также использовать ряд методических упражнений. Например, упражнение «Составь предложение или рассказ». Учитель предоставляет возможность составить небольшое описание о конкретном событии, явлении, эпохе, используя заданные понятия, термины, имена, даты, географические задания. При этом в содержании предлагаемого повествования закладываются слова, не относящиеся к заданию. Вышеуказанные упражнения направлены на развитие критического мышления.

В числе заданий, способствующих формированию навыков выделения свойств, умений классифицировать по признакам, можно использовать следующие упражнения. Очередное упражнение «Поиск аналогов». Здесь учитель называет терминов и события, а учащимся необходимо найти аналогичные, ранее изученные и обосновать свой вариант ответа. Последовательным продолжением являются упражнения «Поиск противоположных понятий, явлений». В упражнение «Формирование определений» ученику надо дать наиболее точное определение чему-либо, оперируя только существенными признаками и игнорируя несущественными. При выполнении упражнения «Выражение мысли другими словами» очень важно следить за тем, чтобы не искажался смысл высказывания. «

2 Интересно и такое задание, как «Построение сообщения по алгоритму». Алгоритмы могут быть различными, например, «факт – причины», «повод – сопутствующие события». Такие упражнения дисциплинируют и углубляют мышление. Каждое понятие и термин имеет свое содержание, которое состоит из связи существенных и несущественных признаков, объем которых заключает в себе единичные и общие категории. Отдельное понятие и термины соотносится с другими понятиями и терминами так или иначе, обособляется или оно от них или составляет с ними группу понятий. В структуру понятия и термин входят и связи, соединяющие в той или иной степени данное понятие с другими. Наличие таких связей заставляет обратить внимание на взаимоотношение понятий и термин друг с другом, на их соподчинение. Работа с терминами и понятиями начатая при изучении нового материала, должна быть продолжена и при его закреплении. Поскольку закрепляется не весь материал темы урока, а только главные, ведущие понятия и термины, то, естественно, происходит и отбор терминов и понятий. Давая задания выясняющие, насколько понятен и усвоен новая тема, может включать специальные приемы, направленные на работу с понятиями и терминами и способствующие уточнению конкретизации, закреплению в памяти основных понятий урока и терминов их обозначающих.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *