Заборсень О.Н., Самохвалова О.П. «Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися 5-8 классов в ходе подготовки к ВПР по русскому языку»

Доклад на тему:
«Эффективные способы и практические приемы работы с обучающимися 5-8 классов в ходе подготовки к ВПР по русскому языку».

Всероссийские проверочные работы — это итоговые контрольные работы с едиными стандартизированными заданиями, которые проверяют знания школьников по предмету.
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых кретериев оценивания учебных достижений.

Перечень УУД, проверяемых в ВПР:

  1. Логические универсальные действия:
    анализ объектов в целях выделения признаков;
    синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостоющих компонентов;
    выбор оснований и кретериев для сравнения;
    подведение под понятие;
    выведение следствий;
    установление причинно-следственных связей;
    построение логической цепирассуждений, доказательство.
  2. Коммуникативные действия:
    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
    владение монологической и диалогической формамиречи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Трудные случаи в КИМ ВПР:

  1. Знание норм орфографии и пунктуации.
  2. Знание норм грамматики (особенно 7-й класс).
  3. Работа с текстом.
  4. Лексический анализ:
    дать определение значения слова;
    найти слова со стилистической окраской;
    определить значение фразеологизмов.

Исходя из этого, планирую свою работу по ликвидации пробелов следующим образом:

  1. При разработке рабочих программ по русскому языку
    — включаю задания, чтобы развить вариативность мышления обучающихся и способность применять знания в новой ситуации;
    — организую индивидуальную и коллективную деятельность;
    — использую учебно-практические задания, которые диагностируют степень сформированности универсальных учебных действий у     обучающихся;
    — по каждому проблемному разделу планирую практикумы и тематические проверочные работы;
    — включаю во все уроки задания, развивающие навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.
  2. Выстраиваю траекторию индивидуальных и групповых занятий  с учётом результатов ВПР.
  3. Использую при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приёмы.
  4. Провожу целенаправленную работу по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями.
  5. Для повышения качества образовательных результатов по русскому языку стараюсь использовать задания, размещённые на разных образовательных ресурсах:
    — Сайт «Решу ВПР»
    — Сайт ФИПИ Открытый банк оценочных средств по русскому языку (II-XI классы) 

Подбирая необходимые дидактические материалы, руководствуюсь определёнными принципами отбора заданий:

  1. Задания должны быть разнообразными, чтобы тот или иной планируемый результат проверялся не всегда одинаково одним и тем же типом заданий, что создаст условия для развития умения применять знания в разных ситуациях.
  2. Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать необходимый вывод.
  3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволить проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но необходимо использовать задания и повышенного уровня сложности.

Эффективной формой работы считаю комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют орфографический и пунктуационный разборы и т.д. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития ассоциативно образного и логического типов мышления. Тексты русских писателей, публицистов – это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально-нравственной личности.
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей, позволяет работать над техникой чтения обучающихся, повышать технику письма у учащихся. Всё это важно для успешной подготовки к ВПР, а впоследствии к ОГЭ, ЕГЭ.
Сэкономить время на систематизацию изученного по орфографии и пунктуации помогают тетради для правил и схем разных видов грамматического разбора, которые ведут мои ученики.
Помимо традиционной работы с текстом, выполнения различных упражнений по орфографии и пунктуации, разного вида разборов, предлагаю обучающимся на уроках или в качестве домашнего задания (по выбору) творческие задания, в том числе и нестандартные.
Изучая теоретический материал, расширяя и углубляя теоретические знания по темам, составляем опорные конспекты, орфографические диктанты, сочиняем лингвистические сказки.

Примеры заданий.
*Придумайте и необычно оформите шпаргалку на тему «Пиши правильно корни с чередование А/О» и т.п.
*Придумайте и запишите, как вы обратились бы
—  к царю зверей;
— лицу, с которым вы едва знакомы, но которого хотели бы пригласить на торжество;
— вашему хорошему приятелю;
— проказнику, который что-то разбил, перевернул, съел и т.д. 
*Запишите предложения с обращениями, графически обозначьте обращения.
*Напишите творческую работу, используя слова с чередованием гласных Е/И. На следующем уроке текст работы может быть использован в качестве выборочного диктанта: учащиеся класса будут выписывать слова с чередующимися Е/И в корнях (с графическим комментированием). 

Разбор слов по составу. 
*Задание в форме таблицы: представляю несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. *Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. 
*Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее по два примера на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв».

Знание орфографии. 
*Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаю специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных» и др.

Знание морфологии.       
*Предлагаю ученикам слово (имя существительное), в котором присутствует такое количество букв, которое соответствует их знаниям о частях речи. Учащиеся записывают слово в столбик и на каждую букву подбирают часть речи. Порядок записи произвольный. Но правом столбике каждая часть речи должна присутствовать только один раз:
К – кто-то (местоимение);
О – один (имя числительное);
Л – лакомство (имя существительное);
Е – ехать (глагол);
С – спокойно (наречие);
О – оловянный (имя прилагательное).

*Можно усложнить задание и попросить учеников составить предложение или мини-текст, в который они включат все придуманные слова. Это задание в основном задаю на дом или тем, кто заканчивает работу быстрее всех.                                                                                                                                      

Задание «Найди лишнее слово»

  1. Имя существительное, имя прилагательное, сказуемое, местоимение (лишнее  слово – «сказуемое», потому что член предложения);                                                                                                        
  2. Вид, возвратность, спряжение, склонение (лишнее  слово «склонение», потому что не относится к морфологическим признакам глагола). 

Задание «Найди ошибку»
* Проверьте правильность характеристики слова «апельсины» из предложения.                                                          
«Одноклассники навестили больного, принесли ему апельсины».   Укажите ошибку, если есть. 
Характеристика слова: апельсины – имя существительное, нарицательное,  неодушевленное, 1го склонения, 
мужского рода, во множественном числе, в винительном падеже,  в предложении является дополнением.

Знание пунктуации.
Учащиеся часто  путают сложное предложение с двумя грамматическими 
основами с предложением, в котором есть однородные члены. 
Задания, которые помогут исправить ситуацию:

*Выберите правильную характеристику предложения
 «Музыкальный мотив звучит снова и почему-то кажется печальным». Характеристики предложения:

  1. Предложение простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзом И.
  2. Предложение сложное, сложносочиненное.
  3. Предложение простое, распространенное, ничем не осложнено.
  4. Предложение простое, нераспространенное, осложнено однородными сказуемыми, соединенными союзом И.

Ответ: 1. 

*Какое из предложений служит доказательством к утверждению
«Части сложносочиненного предложения, соединенные союзом И, разделяются запятой»?  (Знаки препинания в предложениях не расставлены):

  1. Все чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву.
  2. Вдалеке он увидел деревушку из пяти или шести дворов.
  3. Я стал много читать и во мне пробудился интерес к литературе.
  4. Ночью ветер злится и стучит в окно.

Ответ: 3.

Задание:

  1. Расставьте знаки препинания в тексте.
  2. Объясните функцию союза И в тексте, объясните наличие или 

Отсутствие запятой (запятых) в предложении, которое содержит этот союз.

Отрывок: «Человек нашел слова для всего что обнаружено во вселенной.  Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами  свойства и качества всего что его окружает». (По С. Маршаку) 

Ответ: В последнем предложении союз И используется для связи однородных дополнений. Запятую перед ним ставить не нужно, так как союз И – соединительный, одиночный.

Некоторые методы и приёмы, используемые при подготовке к ВПР.

Задание №1

В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..кихобл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..сяр..чушки в г..рах. Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..юкоч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дкабрызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающеесяб..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтойпрошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. В..снаро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся. (4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

(Работа с орфограммами и пунктуационными правилами.  Данная работа может проводиться индивидуально, в парах или группах, довольно – таки кропотливая, требует много времени на уроке, но даёт положительный результат. Учащимся даётся текст и пустая таблица, необходимо все слова с пропущенными буквами разгруппировать по названиям орфограмм. Желательно пользоваться форзацем учебника. Сильным учащимся можно не давать названия орфограмм, а слабым в таблице можно их написать.

    Для экономии времени на уроке можно заранее раздать карточки со словами с пропущенными буквами и просить  учащихся заполнить ими таблицу на доске, прикрепить магнитами карточку в графу с соответствующей орфограммой, такая работа проводится коллективно, попутно анализируется и проверяется учителем и самими учащимися.

Цель: формирование орфографической и пунктуационной грамотности).

Задание №2.  Поставьте знак ударения в следующих словах.

Игра (работа в группе). Дети садятся вокруг стола, на середине лежат карточки со словами,  в которых надо правильно поставить ударение. Каждый ученик берет карточку и проговаривает слово, может проверить себя (на оборотной стороне написан правильный вариант), если отвечает правильно, то кладёт карточку в другую стопку, если нет – оставляет себе, передаёт ход по часовой стрелке другому участнику. В конце игры подводим итоги, сколько ошибок допущено и в каких словах. Целесообразно проводить игру несколько раз в четверти, дети запоминают слова, правильное ударение, учат работать в группе, контролировать работу одноклассников.

5 класс орфоэпический  минимум

алфавИтный, быть, былА, бЫло; нЕ был, не былА, ворОта, вЫздороветь,дать, далА, дАли; нЕ дал, нЕ дало, нЕ дали, докумЕнт, докумЕнтыдоскА, у доскИ, на дОску ,досУг жить, жилА, жИло, жИли; нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили звонИть, звонИшь, звонИт, инженЕр, инженЕры, инструмЕнт, инструмЕнтыкаучУк, кашнЕ, квартАл. киломЕтр, класть, кладУ, конЕчно [шн ], магазИн ,модЕль [дэ ]музЕй [з` ] начАть, нАчал, началА, нАчалиначАться, началсЯ, началАсь, облегчИть, партЕр [тэ ],положИть, положИл, положила, положУ, положИшь, повторИть, повторИшь, повторИт, повторИте, предмЕт, пустЯчный [шн], расположИть (по алфавИту) руководИть, сантимЕтр, свЁкла, свИтер [тэ ] , создАть, сОздал, создалАстолЯртЕннис [тэ ] торт, тОрты, углубИть, углубИт, упростИть, фарфОр, цемЕнт, шофЁр, шофёры щавЕль

 

7 класс орфоэпический минимум

балУясь,бережлИво,берестА, из берестЫ \берЁста, из берЁсты, взят- взятА, вы прАвы, двИжимый, добелА,  дО смерти,  дОсуха,  дОсыта, искрИться, киломЕтр, междугорОдный,  мЕльком,  нанесЁн, нанесенА,  начАвший,  нАчатый, неподалЁку, переведЁн, переведенА, переведЁнный,  повлЁкший,  пОдвое,  поднЯвший, пОднятый, подОлгу,  понЯвший, пОнятый,  пО трое, она правА, они прАвы, прибЫвшие, приведЁнный, привезенА, привезЁн, слАще, смОлоду, сОздан, созданАсОслепу,срЕдства, тирЕ [рэ], увЯдший, удОбнее, чЕрпая, чтОбы [шт], шИре, штЕмпель [тэ], экспрЕсс [р`]

 

Задание № 3. Это задание всегда вызывает трудности у учащихся, целесообразно повторять правила на уроках на этапах повторения, можно делать карточки для индивидуальной работы.

  1. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) По словам Маши почти каждое растение содержит в себе целебные соки
    2) Маша ответила что морские водоросли содержат много минералов
    3) Дмитрий Сергеевич объявил Маша подготовила сообщение о морских растениях
    4) Маша в чём польза морских водорослей для человека
  2. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Коля виновато ответил что с ребятами в снежки заигрался
    2) Анна Васильевна ровным голосом сказала Савушкин опять опоздал
    3) По словам Коли он выходит из дома за целый час до начала урока
    4) Почему ты систематически опаздываешь на уроки Коля
  3. 3.Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Что тебе понравилось в краеведческом музее Ваня
    2) По словам Вани в краеведческом музее проходит новая выставка
    3) Ваня сказал что в краеведческом музее он побывал впервые
    4) Ваня расскажет о посещении музея громко объявил Павел Петрович
  4. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Учительница громко произнесла Петя напишет решение задачи на доске
    2) Каким способом ты решил последнюю задачу Петя
    3) По словам Пети эта задача решается двумя способами 
    4) Петя сказал что задача по математике оказалась трудной
  5. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Никита будет играть в спектакле роль Арлекина объявил режиссёр
    2) По словам режиссёра премьера спектакля состоится через месяц
    3) Никита сказал что очень хотел получить роль в новом спектакле
    4) Ты уже примерил костюм Арлекина Никита
  6. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) По словам Максима соперники действовали быстро и решительно
    2) С каким счётом ваша команда одержала победу Максим
    3) Максим сказал что в ходе матча он отразил пять шайб соперника
    4) Максим сегодня будет защищать ворота объявил тренер хоккейной команды
  7. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) По мнению Тани лучшим номером концерта было выступление скрипачей
    2) Таня тихо ответила что ещё никогда так не волновалась перед выступлением
    3) Иван Сергеевич громко произнёс Таня выступит на концерте русской народной песни
    4) Какую песню ты готовишь к концерту Таня
  8. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Катя скромно сказала что не слишком довольна качеством своих ответов
    2) Как ты готовилась к городской олимпиаде по истории Катя
    3) По словам Кати на олимпиаде были тестовые задания и открытые вопросы
    4) Директор школы торжественно объявил Катя Михайлова стала победителем олимпиады
  9. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Бекки ты когда-нибудь дружила с мальчиком
    2) Том наивно проговорил Бекки всегда дружила только с девчонками
    3) По словам Бекки она дружит только с девочками
    4) Том робко предположил что Бекки будет дружить с мальчиками
  10. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Знайка с гордостью сообщил о готовности воздушного шара к полёту
    2) Знайка воздушный шар уже готов к полёту
    3) Знайкапредупредил что воздушный шар вмещает пятнадцать коротышек
    4) Коротышки закричали Незнайка должен остаться дома

В заключении необходимо  отметить, что ВПР ставит перед  учителями ряд вопросов:
  — В чём заключаются  положительные стороны проведения ВПР?
  — Какие результаты достигнуты?
  — Насколько они значимы в образовательном процессе?

Пытаясь ответить на эти вопросы,  мы приходим к выводу, что проведение ВПР имеет свои положительные стороны:

— это единые для всей страны задания;
— это единые требования, предъявляемые к процедуре проведения работы;
— задания ВПР направлены на выявление общего уровня подготовки обучающихся, независимо от того по какому УМК проводилось обучение.
— результаты ВПР необходимо использовать для проведения детальной диагностики уровня общеобразовательной  подготовки обучающихся по            данным предметам, для совершенствования методики преподавания учебных предметов, определения индивидуальных образовательных                    траекторий обучающихся, для повышения качества образовательных результатов.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *