ЗАВЕРШИЛОСЬ ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ «ВСЕОБЩИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ»

11 апреля в России, Беларуси, Донецкой Народной Республике и Казахстане состоялась Международная просветительская акция «Всеобщий музыкальный диктант», которая реализуется уже с 2018 г. при финансовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Федеральными партнерами являются Министерство культуры Российской Федерации и Российская академия музыки им. Гнесиных. Известная российская пианистка, заслуженная артистка РФ, член Совета по культуре и искусству при Президенте России – Екатерина Мечетина отметила: «Потрясающая акция, пожелаю «Всеобщему музыкальному диктанту» максимально широкого распространения. Главное – не победа, а участие. Казалось бы, ничего не зависит от результатов, но после написания диктанта появляется удовольствие и ощущение полета…».

Как утверждают организаторы акции, ««Всеобщий музыкальный диктант» – это праздник музыкальной грамотности, бесплатная международная просветительская акция для всех…». Это высказывание можно прокомментировать существенным дополнением, что, по-сути, это и «кульминация» в оценке уровня развития музыкального слуха, если вспомнить позиции таких авторитетных теоретиков музыки, как Б.К. Алексеев, Д.А. Блюм, А.Л. Островский, Г.А. Фридкин – авторов широко известных методических пособий и сборников музыкальных диктантов. А сегодня это и ответственная форма работы в рамках дисциплины «Сольфеджио» на всех ступенях музыкального образования – от школы и до вуза. В современной практике преподавания дисциплины «Сольфеджио» используются различные виды диктантов, среди которых – устный, ритмический, вокальный, самодиктант, калейдоскоп/диктант-пазл и др.

Итак, всем участникам акции «Всеобщий музыкальный диктант» предстояло несколько раз прослушать определенный небольшой музыкальный текст, исполняемый на фортепиано опытным педагогом-иллюстратором и на основе слухового восприятия зафиксировать нотами услышанный музыкальный текст. Были предложены 11 различных по сложности диктантов, среди которых был и ритмический диктант для любителей музыки. Все диктанты создавались специально для акции, а методические аспекты отслеживал экспертный совет проекта. Отметим, что автором предложенных диктантов в этом году выступил В.В. Алеев, кандидат искусствоведения, доцент, обладатель медали К.Д. Ушинского за педагогические заслуги, заведующий кафедрой педагогики и методики Российской академии музыки им. Гнесиных. С 1998 г. В.В. Алеев известен как руководитель федерального учебно-методического комплекса «Музыка. 1 – 9 классы» (изд-во «Дрофа»), включенный в Федеральный перечень учебной литературы, по которому осуществляется школьное музыкальное образование во всех регионах России и за ее пределами.

В.В. Алеев весьма творчески подошел к созданию акционных диктантов, о чем свидетельствуют сопроводительные методические комментарии, а также сами музыкальные тексты. Так, например, к диктанту уровня № 6 в рекомендациях по слуховой настройке участников сказано: «…в идеале – нужно спеть тему фуги h-moll из I тома ХТК И.С. Баха». Если ориентироваться на образность темы фуги И.С. Баха, – она обладает особым трагическим напряжением и изобилирует баховскими «стенаниями», «вздохами», «жалобами», – отмечают исследователи Я.И. Мильштейн, В.Б. Носина и др. Но, для «праздника музыкальной грамотности» созданный в подобной семантике диктант вряд ли был бы целесообразным, поскольку организаторы «Всеобщего музыкального диктанта» стремились к сопровождению акции в оптимистичном характере, о чем свидетельствует яркая атрибутика – логотип, афиши, сертификаты/благодарности и др. При ближайшем рассмотрении очевидно, что взаимосвязь проявляется именно в технологии: при несовпадении тональностей диктанта № 6 и упомянутой фуги, В.В. Алеевым, как и И.С. Бахом, использованы все 12 звуков хроматической гаммы; в теме баховской фуги и мелодии диктанта присутствуют восходящие ходы на широкие интервалы с прилегающими никнущими интонациями. При этом, при соблюдении технологии, каждый диктант акции содержит и индивидуальную образную мысль.

Региональным координатором акции «Всеобщий музыкальный диктант» в ХМАО – Югре является Е.К. Оруджева. В Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского местным координатором площадки была Е.В. Шабарина, администратором регистрации участников и фотографом – А.С. Субботина, а иллюстраторами явились преподаватели колледжа русской культуры и школ искусств г. Сургута, среди которых: Т.В. Бартенева (преподаватель ДШИ № 3), С.В. Колегова (преподаватель ДШИ № 3), Е.К. Оруджева, Д.Н. Павлов, В.С. Петрова (преподаватель ДШИ им. Г. Кукуевицкого), Н.Е. Румбина, А.С. Субботина, О.Ю. Цветкова, Е.В. Шабарина.

На площадке Сургутского колледжа русской культуры написано всего 48 различных по сложности диктантов. Отличниками акции «Всеобщий музыкальный диктант», в соответствии с написанием диктанта определенного уровня, стали обучающиеся:

Диктант № 1 – Розстальная Анна, Мамедкеримова Алиса;
Диктант № 2 – Цветкова Александра, Королев Николай, Ахмедьянов Даниил;
Диктант № 3 – Кожокарь Серафима, Ефимова Мария, Сироткина Дарья, Кострюкова Елизавета, Демьяненко Софья, Суппес Гарри;
Диктант № 4 – Жигайлов Милан, Суппес Гарри;
Диктант № 5 – Петрова Мария, Санторо Александра;
Диктант № 6 – Родионова Ангелина, Бологова София, Гайкевич Вадим, Хижий Юрий, Ткаченко Александр;
Диктант № 7 – Муркалова Елена;
Диктант № 8 – Ткаченко Александр;
Диктант № 9 – Родионова Ангелина, Цветкова Виктория;
Диктант № 10 – Муркалова Елена.

Поздравляем всех участников, отличников Международной просветительской акции «Всеобщий музыкальный диктант», благодарим весь состав рабочей группы – организаторов, преподавателей и иллюстраторов! Отметим, что актуальность музыкального диктанта состоит в том, что при систематическом его написании у обучающихся развиваются умения переводить музыкальные образы в конкретные слуховые представления при формировании способности распознавать музыкальную стилистику.

Д.Н. Павлов